Рабочая программа (модуль) коррекционно - развивающей деятельности с детьми с 5-7 лет с речевыми нарушениями_

Оглавление
1. Целевой раздел программы.
1. Пояснительная записка ......................................................................................... 3
1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы ............................................. 5
1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
1.2.1.Характеристика контингента детей, посещающих логопедический пункт ДОУ
(ФФНР, ОНР) .....................................................................................................................9
1.2.2.Характеристика особенностей нарушения речи у детей с ОНР ....................... 11
1.3. Планируемые результаты освоения рабочей программы........................... 12
1.3.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования ...................................................................................................................... 12
1.3.2. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в
результатепроведения коррекционно-развивающей работы на
логопункте ........................................................................................................................ 15
2. Содержательный раздел программы.
2.1. Содержание логопедической коррекционно - развивающей
деятельности .............................................................................................. 18
2.1.1. Формы, способы, методы, приемы и средства реализации Программы ......... 23
2.1.2. Направления коррекционной работы учителя-логопеда на
логопункте ...................................................................................................................... 40
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы в коррекционноразвивающей деятельности ............................................................................................ 43
2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями
воспитанников .................................................................................................... 46
3. Организационный раздел программы.
3.1. Особенности организации, предметно-пространственной развивающей
среды .................................................................................................................... 49
3.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы ........................... 53
3.3. Методические материалы, средства обучения и воспитания ............................. 54
4. Дополнительный раздел программы.
4.1. Используемые примерные программы ................................................................59
4.2. Взаимодействие с родителями (законными представителями или лицами, их
заменяющими) …………………………………………………………………………60

1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с действующими нормативно - правовыми
документами и локальными актами:
- «Конвенцией ООН о правах ребенка»;
- Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации»
(от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций ДОО СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648 – 20;
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
- федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об
утверждении
образовательной

Порядка

деятельности

организации
по

основным

и

осуществления

общеобразовательным

программам дошкольного образования;
-

федеральной

образовательной

программой

дошкольного

образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,

регистрационный № 71847)
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования
(ООП ДОО);
- Уставом

Муниципального

бюджетного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 31»;
- Положением о логопедическом пункте;
Содержание

РП

разработано

с

учетом

коррекционно-развивающих

программдля детей, имеющих нарушения речевого развития:
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова «Коррекция нарушений речи»
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение» 2014г.:
1. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического

недоразвития

у

детей».

Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина;
2. «Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей». Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова,
Г.В. Чиркина.
3 .«Примерная адптированная основная образовательная программа для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
Автор Н.В. Нищева - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г.
Рабочая

программа

реализуется

в

условиях

логопедического

пункта

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31».
Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной
образовательной

программы

дошкольного

образования,

потребностей

и

возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные
задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетикофонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.
Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей
старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями, детей
с (ФФНР, ОНР III уровня), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

1.1.

Цели и задачи реализации рабочей программы.

Рабочая программа учителя - логопеда является структурной единицей основной
образовательной программы дошкольного образования.
Реализация РП предусматривает решение ведущих целей и задач, отраженных в
общей направленности программы, и конкретных задач коррекции нарушений детей
с (ФФНР, ОНР III уровня).
Общая направленность программы:
-

создание

открывающих

условий

возможности

развития

детей

позитивной

дошкольного

социализации

возраста,

ребёнка,

его

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
дошкольному возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
-

решение

задач

федерального

государственного

стандарта

дошкольного образования:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
втом числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей полноценного развития
каждогоребёнка;
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с
еговозрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
самим

собой,

другими

детьми,

взрослыми

отношений с
и

миром;

4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
5) формирования общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
6)

формирования социокультурной среды, соответствующей

возрастным, индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей;
7)

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционноразвивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с речевыми
нарушениями.
Цели программы.
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков,
осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения
эмоционального благополучия, предупреждение возможных трудностей в усвоении
программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы
старших дошкольников.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение
фонетической, лексико-грамматической системой языка, развитие фонематического
восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, развитие
связной речи и речевого общения, подготовку к овладению грамотой.
Задачи программы:
 раннее

выявление

и

своевременное

предупреждение

нарушений;
 формирование правильного звукопроизношения;
 развитие фонематического слуха;
 развитие фонематического восприятия,
 развитие навыков звукового анализа и синтеза;

речевых

 формирование и совершенствование лексико-грамматического строя
речи;
 формирование и совершенствование слоговой структуры слов;
 расширение и активизация словарного запаса;
 развитие связной речи и речевого общения;
 социальная адаптация;
 формирование предпосылок учебной деятельности;
 оказание

консультативной

помощи

родителям

(законным

представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам
предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного
возраста;
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
 забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;


создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения
ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимися к
самостоятельности и творчеству;

 максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
ихинтеграция в целях повышения эффективности воспитательно образовательного процесса;


творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного
процесса;



вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;

 уважительное отношение к результатам детского творчества;


единство

подходов

к

воспитанию

детей

в

условиях

дошкольногообразовательного учреждения и семьи.
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

1.2.1. Характеристика речи детей, посещающих
логопедический пункт ДОУ (ФФНР, ОНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение
процесса формирования произносительной системы родного языка у дошкольников
с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия звучащей
речи и дефектов произношения, не обусловленных возрастными особенностями. В
речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности (порой значительные) процесса
формирования групп звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками. Без своевременной коррекции речевых нарушений
такие дети не приобретают устойчивых представлений о звуковом составе слова и
имеют низкий уровень готовности к звуковому анализу и синтезу. Нечеткая
(смазанная) артикуляция звуков и недостаточная выразительность речи ухудшают
формирование коммуникативных умений и всегда становятся причиной стойких
ошибок в письме и чтении (акустической дисграфии).
Общее недоразвитие речи (ОНР III уровня) – недоразвитие речи системного
характера, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы:
звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя,
связной речи. Дети имеют дефектное произношение
(замены, искажения, пропуски звуков); не распознают звуки (фонемы), близкие по
артикуляторно – акустическим признакам; грубо искажают звуко
– слоговую структуру слов; не владеют лексическими и грамматическими
категориями языка. Их словарь ограничен обиходно – бытовой тематикой,
качественно неполноценный, отличается обилием замен слов по смыслу и сходству
звучания. В грамматическом оформлении устной речи присутствуют стойкие
специфические ошибки (аграмматизмы) в виде пропусков предлогов, ошибок
согласования слов. Дети не могут давать развернутые ответы с элементами
рассуждения и доказательства, с трудом овладевают учебными понятиями и
терминами, испытывают трудности формулирования учебной инструкции.
Они

всегда

испытывают

различные

трудности

усвоения

основной

общеобразовательной программы вследствие недостаточной сформированности

речи в целом и психологических предпосылок к продуктивному овладению
учебными навыками.
Характеристика

контингента

воспитанников,

зачисленных

на

логопедическийпункт.
Структура дефектов у дошкольников неоднородна.
В 2023-2024 учебном году в старшей и подготовительных группах следующий
контингент воспитанников: норма речевого развития 23,3%, остальные дети с
различными видами речевых нарушений (ФФНР, ОНР III уровня)

ФФНР

ОНР III уровня

66.3%

11.4%

В 2023-2024 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети
со следующими речевыми диагнозами (ФФНР, ОНР III уровня).
Результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются
независимо от форм реализации программы, а также от ее характера, особенностей
развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе,
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
1.3. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

1.3.1.

Целевые

ориентиры

на

этапе

завершения

дошкольногообразования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет
целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и
психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного
образования:

 Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы взрослым и
сверстникам, делать умозаключения, знаком с произведениями детской
литературы, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять
рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него
сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает
формирование предпосылок грамотности.
 Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладаетначальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет.
 Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения
в различных видах деятельности.
 Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способенвыбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
 Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у
ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим,
к различным видам деятельности.
 Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам
исопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать
конфликты.
 Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
 Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных
видахдеятельности.
 Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
 У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять
ими.
 Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть

достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых
ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых
нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые
могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко
проявляется к пятилетнему возрасту.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и
формахречи.
- четко дифференцировать все изученные звуки.
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука
вслове.
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых
всамостоятельной речи.
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными
предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы
ктекстам и пересказывать их.
Также планируемым результатом освоения рабочей программы является:
- достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего
возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных
знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную
адаптацию

и

интеграцию

в

обществе.
1.3.2.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в
результате проведения коррекционно-развивающей работы на
логопункте.

Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический пункт ДОУ, должен обладать
следующими знаниями, умениями и навыками:
Нормализация фонетической стороны речи:
 правильно

артикулирует

все поставленные звуки

речи в

различныхфонетических позициях и формах речи;
 дифференцирует все изученные звуки.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:


свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;



в игровом взаимодействии использует разнообразные
ролевыевысказывания.
Развитие компонентов лексико-грамматического строя речи, связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности:

 использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
 использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы
словообразования;
 составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
изличного опыта, последовательно, без существенных
пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
 способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
 способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные,
твердыйсогласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный
гласный звук);
 правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать
следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС
«Речевое развитие»:
Нормализация фонетической стороны речи:
 правильно артикулирует все звуки русского языка в различных
фонетическихпозициях и формах речи;
 дифференцирует все звуки.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
 способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать
изадавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
 свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и
завершенияразговора.
Развитие компонентов лексико - грамматического строя речи, связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности:
 использует слова разных частей речи в точном соответствии с их
значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и
выразительными
средствами языка;
 использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения
разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
 самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные
произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
 называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в
словах,различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
 воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы
речи,правильно использует в своей речи;
 способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
 способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
12

 способен проводить звуковой анализ слов;
 понимает смыслоразличительную роль фонемы.

13

2.

2.1.

Содержательный раздел программы.

Содержание логопедической коррекционно - развивающей деятельности.

Логопедическая коррекционно-развивающая деятельность направлена на
профилактику и устранение нарушений речевого развития у воспитанников
образовательной организации, их подготовку к обучению в школе.
Учебный год на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится девять
месяцев.
Успешная реализация задач коррекционно-развивающего обучения детей с речевой
недостаточностью зависит от своевременного и тщательного проведения диагностики.
Логопедическое обследование проводится с письменного согласия родителей (законных
представителей) воспитанников. Результаты диагностики доносятся до родителей в
устной форме.
Диагностика проводится в три этапа: стартовая (первичная), промежуточная, итоговая.
Стартовая диагностика начинается со сбора сведений о ребенке, о его семье и
изучения документации, поступившей на ребенка: заключение специалистов
(отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра, невролога, психолога), выписки из
истории развития ребенка (эпикриз). Все это позволит проанализировать
предварительные сведения о ребенке, подготовиться к предстоящей беседе с его
родителями, правильно организовать личные контакты с ребенком в процессе
последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы. На
логопедическое обследование отводится первые две недели сентября (с 1-15 сентября)
Промежуточная диагностика проводится в январе (после каникул) с целью
выявления динамики, оценки адекватности выбранных путей, методов и содержания
коррекционной работы с каждым ребенком. На основании анализа уточняется мера и
характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционноразвивающей работы на второе полугодие.
Итоговая диагностика проводится (с 15-30 мая) с целью выявления динамики
коррекционно-развивающей работы, оценки её эффективности. По результатам
обследования вносятся коррективы в организацию и содержание деятельности
учителя-логопеда

на

следующий

учебный

год,

оформляется

отчёт.
14

По результатам полученных диагностических данных учителем - логопедом
заполняется речевая карта и составляется индивидуальный коррекционный (план)
маршрут

для

каждого

ребенка

с

учетом

возрастных,

индивидуальных,

психологических и физиологических особенностей, характера речевой патологии и
сохранных звеньев. Так как дети имеют разные стартовые возможности.
Число

детей на логопункте не должно превышать 25 воспитанников

образовательного учреждения на 1 ставку учителя-логопеда.
На

основании

результатов

образовательного

учреждения

нуждающихся

специализированной

в

логопедического
учитель-логопед

обследования
составляет

логопедической

воспитанников
списки

помощи.

проводится в течение учебного года при наличии свободных мест.

детей,

Зачисление

Основанием

для зачисления ребенка на логопункт является заключение психолого-медикопедагогического комиссии, заявление родителя (законного представителя).
На логопункт зачисляются дети, имеющие:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- общее недоразвитие речи III уровня (ОНР III уровня);
В целях уточнения диагноза воспитанники образовательного учреждения с
нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются
учителем-логопедом или медицинской сестрой в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования специалистами (невропатологом,
детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом, психологом и др.).
Очередность для зачисления детей в логопедический пункт формируется с учетом
возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.
Срок коррекционной работы на логопункте зависит от степени выраженности
речевых нарушений, индивидуально – личностных особенностей детей, условий
воспитания в семье и составляет:
-9 месяцев для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)
и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии;
-от 1-2 лет для детей с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) при
различных формах речевой патологии.

15

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у
них дефектов речи.
Образовательный
образовательных

процесс
технологий,

организуется
к

с

которым,

использованием
в

числе

современных

прочих,

относят:

здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникативные технологии
(ИКТ), коррекционные технологии - логоритмика, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и
психофизиологические

особенности

детей

дошкольного

возраста.

16

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап
исходнодиагностический

Сбор анамнестических данных
посредством изучения медицинской
и педагогической документации
ребёнка.
Проведение процедуры
психолого-педагогической и
логопедической диагностики детей:
исследование состояния речевых и
неречевых функций ребёнка,
уточнение структуры речевого
дефекта, изучение личностных
качеств детей, определение наличия
и степени фиксации на речевом
дефекте.

Своевременное
выявление детей с
ОВЗ.
Определение
структуры речевого
дефекта каждого
ребёнка, задач
коррекционной
работы.

2 этап
Определение содержания
календарноорганизационно- деятельности по реализации задач тематическое
подготовительный коррекционно-образовательной
планирование
деятельности,
формирование подгрупповых
подгрупповых
для
занятий
в занятий;
соответствии
с
уровнем планы
сформированных
речевых
и индивидуальной
неречевых функций.
работы;
2. Конструирование индивидуальных
взаимодействие
маршрутов коррекции речевого
специалистов ДОО
нарушения в соответствии с учётом и родителей
данных, полученных в ходе
ребёнка с
логопедического исследования.
нарушениями. речи.
3. Пополнение фонда
логопедического кабинета учебнометодическими пособиями,
наглядным дидактическим
материалом в соответствии с
составленными планами работы.
4.Формирование информационной
готовности педагогов ДОО и
родителей к проведению
эффективной коррекционно 17

3 этап
коррекционноразвивающий

4 этап
итоговодиагностический

педагогической работы с детьми.
5.Индивидуальное консультирование
родителей – знакомство с данными
логопедического исследования,
структурой речевого дефекта,
определение задач совместной
помощи ребёнку в преодолении
данного речевого нарушения,
рекомендации по организации
деятельности ребёнка вне
детского сада.
1.Реализация задач, определённых в
индивидуальных, подгрупповых
коррекционных программах.
2. Мониторинг речевого развития
детей.
3.Согласование, уточнение и
корректировка меры и характера
коррекционно-педагогического
влияния субъектов коррекционнообразовательного процесса.
1.Проведение диагностической
процедуры логопедического
исследования состояния речевых и
неречевых функций ребёнка –
оценка динамики, качества и
устойчивости результатов
коррекционной работы с детьми.
2.Определение дальнейших
образовательных (коррекционнообразовательных) перспектив детей,
выпускников ДОО – группы для
детей с нарушениями речи.

Достижение
определённого
позитивного
эффекта в
устранении у
детей
отклонений в
речевом
развитии
Решение о
прекращении
логопедической
работы с ребёнком,
изменении её
характера или
продолжении
логопедической
работы.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так,
задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных
маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего
учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия
динамики.

18

2.1.1. Формы, способы, методы, приемы и средства реализации Программы.
Формы реализации Программы.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,
являются индивидуальные, подгрупповые занятия.
Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное
физиологическими

особенностями

возраста

детей

и

Санитарно-

эпидемиологическими правилами, и нормами.
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут.
Учитель-логопед имеет право брать детей для проведения коррекционной работы
воспитанников с любых занятий, проводимых педагогами в группах. Исключением
могут быть (музыкальное, физкультурное занятия).
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса

артикуляционных

упражнений,

направленных

на

устранение

специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии,
дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность
установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над
качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические
реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией
каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических
условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой
структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания
подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по
следующим основным направлениям:
 совершенствование
движений

(общая,

статической
мелкая

и
и

динамической
артикуляционная

организации
моторика);
19

 развитие артикуляционного и голосового аппарата;


развитие просодической стороны речи;

 формирование звукопроизносительных и

навыков,

фонематическихпроцессов;
 уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в
процессенормализации звуковой стороны речи;
 формирование грамматической стороны речи.
 Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности

речевого

нарушения,

возрастом

и

индивидуальными

психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных
занятий 15 -20 минут.
ФФНР - 2 раза в неделю;
ОНР III уровня – 3 раза в неделю.
Основная цель подгрупповых

занятий – воспитание навыков

коллективнойработы. На этих занятиях проводится:
 закрепление навыков произношения изученных звуков;


отработка навыков

восприятия и

воспроизведения сложных

слоговыхструктур, состоящих из правильно произносимых звуков;


воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих
изправильно произносимых звуков;

 расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее
звуков;
 закрепление

доступных возрасту

грамматических категорий с

учётомисправленных на индивидуальных занятиях звуков;
Подгруппы формируются с учетом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей
по характеру и степени выраженности, формируются по 2-5 человек, периодичность
занятий – 2-3 раза в неделю. В течение года состав подгрупп меняется в зависимости от
динамики преодоления речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей
работы. На подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся
всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях и выносятся только
20

легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего
онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические
ощущения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых
занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического
илексико-грамматического материала. Коррекционно-развивающая работа учителялогопеда с конкретным воспитанником включает те направления, которые
соответствуют структуре его речевого нарушения.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность. Все
коррекционно-развивающие

(индивидуальные

и

подгрупповые

занятия),

в

соответствии с РП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и
развивающими игровыми упражнениями и конечно не дублируют школьных форм
обучения.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество
занятий может меняться по усмотрению логопеда и зависит от индивидуальных,
психологических и физиологических возможностей и особенностей развития
ребенка.
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, имеющими диагноз
ФФНР, ОНР III уровня.
5-6 года жизни разделено на 3 периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь (1- 2-3 занятия в неделю)
II период – декабрь, январь, февраль (1- 2-3 занятия в неделю)
III период – март, апрель, май (1- 2-3 занятия в неделю)
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми,
имеющими диагноз ФФНР, ОНР III уровня.
6-7 года жизни разделено на 3 периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь (1- 2-3 занятия в неделю)
II период – декабрь, январь, февраль (1- 2-3 занятия в неделю)
III период – март, апрель, май (1- 2-3 занятия в неделю)
21

Направления коррекционно - развивающей работы с учетом
структуры речевого нарушения.
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые
нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее
недоразвитие речи) важно, чтобы коррекционно-развивающая работа учителялогопеда с конкретным воспитанником включала направления, которые
соответствуют структуре его речевого нарушения.
Нарушения устной речи

Направления коррекционной
работы

Фонетическое недоразвитие речи

- коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое

коррекция звукопроизношения;

недоразвитие речи

развитие фонематического слуха;
развитие фонематического
восприятия;
развитие навыков звукового
анализа и синтеза;
совершенствование слоговой
структуры слова;

Общее недоразвитие речи III
уровень речевого развития.

коррекция звукопроизношения;
развитие фонематического
восприятия;
развитие навыков звукового
анализа и синтеза;
формирование и
совершенствование слоговой
структуры слов;
формирование и
совершенствование лексикограмматического строя речи;
расширение и активизация
словарного запаса;
22

развитие связной речи и речевого
общения.

23

Методы и приемы реализации Программы в коррекционно-развивающей работе.
Методы
Наглядный











Словесный

















Приемы
Наблюдение.
Предметная наглядность.
Рассматривание
предметных
и
сюжетных
картинок, рисунков.
Расположение предметов по образцу, схеме,
модели («Озвучь схему», «Продолжи рисунок»).
Выкладывание
последовательностей,
серий
сюжетных картинок
Подведение итога занятия по графическому
плану.
Классификация и группировка по заданному
свойству
или
признаку
(восстанови
последовательность, узор, схему).
Выкладывание логических цепочек.
Сигнальные картинки.
Вопрос как стимул к речевой активности.
Оценка детской речи.
Рассказ о проделанной работе.
Придумывание слов на заданный звук, слог.
Договаривание по образцу.
Комментирование собственных действий.
Работа с деформированным текстом, фразой.
Преобразование предложений по образцу.
Подбор предметов к действию, действий к
предмету, предметов к признакам.
Преобразование деформированной фразы.
Выделение родственных слов из текста.
Составление словосочетаний, предложений по
демонстрируемому действию.
Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
Подбор слов по родовому признаку.
Анализ качества выполненной работы (педагогом,

24

сверстниками, самим ребенком).
 Составление предложений по схемам, с заданным
количеством слов.
 Работа в паре: «объясни партнеру задание».
 Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
 Распространение предложений по наводящим
вопросам.
 Сравнения предметов, анализ признаков и
действий предметов.
 Анализирование
собственных
действий
в
конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир,
дома – сын, брат, сестра, дочь…)
Практический

 Дорисовывание
недостающих
элементов
(раскрашивание в соответствии с шифром).
 Угадывание предметов на ощупь.
 Выполнение действий по словесной инструкции.
 Запоминание и выполнение инструкций.
 Выполнение действий по символьной инструкции.
 Использование
знаковой
символики
для
обозначения свойств и признаков предметов.
 Зачеркивание заданной буквы.
 Отгадывание букв с закрытыми глазами (на
ощупь).
 Выкладывание букв из палочек, веревочек,
мозаик.
 Рисование буквы в воздухе.

Игровой

 Инсценировки и театрализация, сказочные
сюжетов.
 Использование игрушек и сказочных персонажей.
 Исправление «ошибок» педагога или персонажа.
 Перевоплощения и выполнения соответствующих
действий.
 Копирование жизненных ситуаций из жизни
взрослых;
 Закрепление уже знакомого языкового материала.

Репродуктив
ный

 Словесный образец.
 Одновременное проговаривание.
25

Имитационный
(прямая имитация
или подражание)






Повторение, объяснение, указание.
Словесные упражнения.
Сопряженное и отраженное проговаривание;
Наблюдение
за
действиями
взрослого,
одновременно имитируют его движения.

26

Средства реализации Программы.
Программа оставлена с учётом взаимодействия всех субъектов образовательного
процесса с целью выработки единых требований к организации речевой среды в
дошкольном образовательном учреждении.
Достижение положительного результата коррекционно-развивающей деятельности
предполагает реализацию принципа комплексности, который предусматривает
совместную

работу

учителя-логопеда,

воспитателей,

педагога-психолога,

музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Сочетание логопедических, психологических и педагогических мероприятий
позволяет

повысить

эффективность

специального

обучения,

улучшить

функциональную готовность к школе, адаптацию к новым образовательным
условиям.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в
работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

- звукопроизношение;

- моторный праксис;

- фонематические процессы;

- психологическая база речи;

- языковой анализ;

- обогащение и активизация словаря;

- психологическая база речи.

- развитие связной речи;
- лексико-грамматическое развитие.

27

Взаимодействие с воспитателями.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период
во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов
коррекционно-развивающей
пространства

в

интегрированной

работы;

групповом

оснащение

помещении;

образовательной

развивающего

взаимопосещение

деятельности;

совместное

предметного

и

участие

в

осуществление

образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания,
рекомендации учителя- логопеда воспитателям.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие
разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного
материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности
воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики,
фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации
поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза,
фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и
коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала,
отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на
неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой
лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению
пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их
проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития
общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением,
развития

подражательности

и

творческих

способностей.
28

Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в
организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в
свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в
рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее
успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует
им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении
которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение
недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями
индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по
автоматизации и дифференциации звуков.
Рекомендации учителя-логопеда воспитателю включают:
- воспитатель должен демонстрировать образцы общения, вовлекать
пассивных детей к диалогу, поощрять общительность, соблюдать
педагогический такт;
- воспитатель не должен повторять за ребенком неверное слово или
формую, он должен дать речевой образец;
- воспитатель должен побуждать детей к самостоятельномуисправлению
ошибок;
- воспитатель должен следить за четким и правильным произношением,
таккак помимо общеразвивающих задач, он также реализует задачи
коррекционной направленности- осуществляет активное закрепление
навыков произношения;
- воспитателю следует специально создавать ситуации, требующих
отребенка разных форм общения - ситуативно- делового,
познавательного, личностного.

29

Взаимодействие с музыкальным руководителем
(музыкальное воспитание).
Логопед

и

музыкальный

руководитель

-

специалисты,

которые

могут

взаимодействовать по множеству параметров.
Основные - это, конечно, музыка, речь, движение. Важность

развития

правильного дыхания, просодических компонентов голоса, координации движений
также объединяет цели обоих специалистов. Выполнение следующих упражнений:
- для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания,
воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве,
развитиеслухового восприятия, двигательной памяти;
- пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры;
- музыкально – дидактические игры, способствующие развитию
фонематического слуха и внимания;
- ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
упражненияна различение музыкальных звуков по высоте,
- распевки.
Все выше перечисленное способствуют выполнению поставленных задач данных
специалистов.

30

Взаимодействие с инструктором по физической культуре
(физическое воспитание).
Совместная работа осуществляется в нескольких аспектах.
1 Развитие речевого дыхания - включение в физкультурные занятия
упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность
речевого и неречевого выдоха и т. д.
2. Развитие моторики:
- развитие общей моторики- учет на занятиях, особенностей развития общей
моторики детей с различными речевыми нарушениями;
- развитие ручной и пальчиковой моторики- включение в занятия статических
и динамических упражнений для развития мелкой моторики;
- развитие артикуляционной и мимической моторики- обычно проводится
логопедом, но и в физкультурные занятия можно включить некоторые
упражнения в игровой форме («Лошадка», «Индюк» и т. п ), а также
упражнения

на

развитие

мимической

мускулатуры

(поднять

брови-

удивиться, опустить брови- нахмуриться и т. д.) в качестве одного из
элементов разминки.
3. Развитие чувства ритма - способность выполнять движения в такт заданному
ритму и способность воспроизводить ритмический рисунок по памяти.
Запоминание же ритма движений, умение, точно его воспроизводить,
позволит решить не только двигательные, но и речевые задачи.
4. Учет этапа коррекции речи ребенка в построении занятий. Использование на
физкультурных занятиях различных речевых игр, речи, сопряженной с
движениями и т. д.

31

Интеграция образовательных областей.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных областей
в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей в процессе работы по

коррекции

нарушений речевого развития у детей осуществляется на основе

анализа

содержания основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения,
выявленных

нарушений

в

развитии

речи

воспитанников

и

планируемой

логопедической работы.
Содержательная интеграция включает в себя использование средств одной
образовательной области для организации или оптимизации образовательного
процесса другой образовательной области.
Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе
логопедических занятий, является, безусловно «Речевое развитие». Но для того,
чтобы работа по коррекции речевых нарушений была более успешна,

мы

используем возможности других образовательных областей.

Задачи

Образовательная
область
Физическая культура

Вид
деятельности

Развивать и

- пальчиковая

координированность

гимнастика

точность действий.
Формировать
правильную
осанку при посадке за

- речь с движением;

столом.
Расширять знания о

- физкульт минутки

строении
артикуляционного

- беседа

аппарата и
его функционировании.
32

Речевое развитие

Воспитывать активное
произвольное внимание

- игровые
ситуации;

к речи,
совершенствовать
умение вслушиваться в
обращенную
речь, понимать её
содержание,
слышать ошибки в своей
и
чужой речи.
Совершенствовать

-мини – инсценировки

умение «оречевлять»
игровую
ситуацию и на этой
основе
развивать
коммуникативную
функцию речи.
Развивать интерес к
художественной
литературе,
навык слушания
художественных
произведений,

- автоматизация

поставленных
звуков
стихотворных
текстах,
рассказах

формировать
эмоциональное
отношение к
прочитанному, к
поступкам героев; учить
высказывать своё
33

отношение к
прочитанному.
Учить выразительно
читать
стихи, участвовать в
инсценировках
Познавательное
развитие

Учить воспринимать

- составление

предметы,

описательных

их свойства, сравнивать

рассказов;

предметы, подбирать

- автоматизация

группу

поставленных

предметов по заданному

звуков в словах;

признаку. Развивать
слуховое
внимание и память при
восприятии неречевых
звуков.
Учить различать

- дидактические

звучание

игры на развитие

нескольких игрушек или

слухового и

детских

зрительного

музыкальных

восприятия;

инструментов,
предметов заместителей;
громкие и тихие,
высокие и
низкие звуки.
Продолжать

- игры с

развивать мышление в

мозаикой,

упражнениях на

пазлами, с

группировку и

мелкими
34

классификацию

предметами;

предметов.
Формировать
прослеживающую
функцию глаза и пальца.
Развивать зрительное
внимание и память в
работе с разрезными
картинками и пазлами.
Совершенствовать и
развивать
конструктивный праксис

- пальчиковая
гимнастика

и мелкую моторику в
работе с разрезными
картинками, пазлами,
дидактическими
игрушками, играми, в
пальчиковой гимнастике.
Развивать умение
Художественноэстетическое развитие слышать
ритмический рисунок.

-дидактические
игры
упражнения

Учить
передавать ритмический
рисунок.
Развивать графо

- штриховка

моторные
навыки.

35

2.1.2. Направления коррекционной работы учителя-логопеда
налогопункте.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её
основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
нарушениями речи, а также детей с ОВЗ, проведение их обследования и
подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им
помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию
недостатков устной речи детей, а также детей с ОВЗ в условиях дошкольного
образовательного

учреждения,

способствует

формированию

коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная

работа

обеспечивает

непрерывность

специального

сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации воспитанников, консультации для педагогических работников,
родителей

(законных

представителей),

обеспечивает

преемственность

условий сопровождения детей в ДОО и в семье;
- информационно – методическая работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса, необходимости создания единой речевой среды для детей с
речевыми

нарушениями,

представителями),

детей

с

ОВЗ,

их родителями

педагогическими

(законными
работниками.

36

Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми в режимных
моментах.
Форма работы с детьми

Содержание

Утренняя коррекционная

Коррекция дыхания, опорно-двигательного

гимнастика

аппарата. Элементы фонетической ритмики.
Развитие слухового внимания, мелкой моторики,
пальцев рук, двигательной активности,
ориентировки в пространстве

Дидактическая игра

Закрепление навыков и умений, полученных на
коррекционных занятиях.

Сюжетно-ролевая игра

Закрепление умений организовывать и
поддерживать игровую деятельность.
Обогащение лексики. Развитие связной речи.
Развитие коммуникативной стороны

Культурно-

Развитие мелкой моторики, коммуникативной

гигиенические навыки

стороны речи, внимания, мышления.

Трудовая деятельность

Развитие мелкой моторики, коммуникативной
стороны речи.
Обогащение и активизация словарного запаса.
Выравнивание психических процессов: анализа,
синтеза, внимания, мышления, памяти

Прогулка (подвижные

Коррекция психических процессов. Развитие

игры)

двигательной активности,
коммуникативной стороны речи, ориентировки в
пространстве, эмоционально-волевой сферы.

37

Засыпание под музыку

Релаксация: переход от активной деятельности ко
сну.

Пробуждение под

Выравнивание фаз пробуждения детей.

музыку

Эмоционально-положительный заряд детей для
дальнейшей деятельности во второй половине
дня.

Коррекционная

Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция

гимнастика пробуждения дыхания. Элементы фонетической ритмики.
Умение ориентироваться в пространстве
Индивидуальная

Выполнение упражнений по преодолению

коррекционная работа по

фонетических нарушений лексико-

заданию учителя -

грамматической стороны речи и связной речи.

логопеда

Коррекция звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика. Обогащение
лексики.

38

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
коррекционно-развивающей деятельности.
Основным принципом является построение коррекционно-развивающей занятий
на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится полноценным участником (субъектом) данных отношений.
Необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу
показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные
сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.
Создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали
от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание
развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и
общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность,
инициативность, доброжелательность и др.
Важную

роль

здесь

играет

сезонность

и

событийность

образования

дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем
больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его
эмоциональном развитии.
5-6 лет.
Приоритетной

сферой

проявления

детской

инициативы

в

старшем

дошкольном возрасте является вне ситуативно – личностное общение со
взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:


создавать в группе положительный психологический микроклимат,
в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать
радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку;



уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;



поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
обращать внимание детей на полезность будущего продукта для
39

других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме,
бабушке, папе, другу)


создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей;



при

необходимости

помогать

детям

в

решении

проблеморганизации игры;


привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более
отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;



создавать

условия

и

выделять

время

для

самостоятельнойтворческой, познавательной деятельности детей по
интересам.


6-8 лет.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является
научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях
практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также
информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов
совершенствования продукта деятельности;
спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время,
доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих
трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить
его добиваться таких же результатов сверстников;
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности
40

детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид

41

деятельности определенное время;
при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей,
стараться реализовывать их пожелания и предложения;
презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам
(концерты, выставки и др.)

42

2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями
воспитанников.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и
семейных отношениях.
В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к
образовательно-воспитательному

процессу

привлекаются

родители,

которые

участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных
занятиях,

спортивных

праздниках,

вечерах

досуга,

театрализованных

представлениях.
Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых
и детей.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые
столы, родительские клубы, семинары, мастер-классы.
На логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к
коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.
Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и
еженедельно в письменной форме в домашних тетрадях.
Рекомендации

родителям

по

организации

домашней

работы

с

детьми

необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как
в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях
для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать
совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с
ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную
позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы
с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в
различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и
стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать
загадки.
43

Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя,
взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление,
что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый
иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых
картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского
сада лексическими темами и требованиями программы.
Работа с детьми строится на систематизации полученных ранее знаний, что
создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель- логопед
постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридоре ДОО, где собраны
различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее
общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных
игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Учителем-логопедом

организуется

как

индивидуальное,

так

и

групповое

консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу
родителей или педагогов.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников логопункта
учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей,
дает ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и
развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о
достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное консультирование
родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего
учебного года и дополняется посещением ими
овладением

приёмами

автоматизации

индивидуальных

корректируемых

звуков,

занятий,
созданием

развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в коррекционном
процессе. Индивидуальные консультации по запросу проводятся логопедом и для
родителей других воспитанников ДОУ, которые не посещают логопункт.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей
появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются
рекомендации

по

коррекции

и

развитию

детской

речи.
44

Без

постоянного

коррекционная

и

тесного

логопедическая

взаимодействия
работа

будет

не

с

семьями
полной

воспитанников
и

недостаточно

эффективной.
Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы
учителя-логопеда

на

логопедическом

пункте

ДОУ.

45

3. Организационный раздел.
3.1. Особенности организации предметно-пространственной
развивающейсреды.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
построена в соответствии требований ФГОС ДО: содержательно - насыщенная,
трансформируемая,

полифункциональная,

вариативная,

доступная

для

дошкольников.
1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого этапа
работы по развитию и коррекции речи.
2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей
илогопеда.
3. Обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения,
учитываявозрастные особенности детей.
4. Содержательно-насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

46

Насыщенность среды

Соответствует содержанию Рабочей программы
и возрастным возможностям детей,
Образовательное пространство оснащено
средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими) в соответствии со спецификой
организации коррекционно-образовательного
процесса в условиях логопедического пункта.
Организация образовательного пространства и
разнообразие материалов обеспечивает:
● речевую активность воспитанников;
● игровую, познавательную, двигательную
активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики;
● эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
● возможность самовыражения детей.

Трансформируемость
пространства

Предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в
зависимости от этапа коррекционноразвивающей работы, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность

Предполагаетналичие в кабинете мебели,
которая имеет многофункциональное
назначение и необходимая при постановке
отдельных звуков, организации словесных игр и
упражнений.
Также наличие пособий, игр, упражнений,
обеспечивающих одновременное решение
различных задач коррекционного процесса на
одном игровом или речевом материале.

Вариативность

Предполагает наличие в кабинете различных
пространств и разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих:

47

свободный выбор детей на определенных
этапах коррекционного занятия;
периодическую сменяемость коррекционноразвивающего материала, появление новых игр,
упражнений, предметов, стимулирующих
речевую, познавательную активность детей в
зависимости этапа и содержания коррекционной
работы.
Доступность

Предполагает:
● зону свободного доступа детей к
определенным играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим основные виды
детской активности;
● исправность и сохранность материалов и
оборудования.

Безопасность

Предполагает соответствие всех ее компонентов
требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

логопедическом

кабинете

создает возможность для успешного устранения речевых нарушений, преодоление
отставания в речевом развитии и поваляет ребенку проявлять способности не только
на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих
способностей самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему развитию личности.
По целенаправленному оснащению

и применению логопедический

кабинет можно разделить на несколько основных зон:
1. Зона для индивидуальной работы.
2. Учебная зона для проведения подгрупповых занятий.
3. Рабочая зона учителя-логопеда.
4. Информационная зона для педагогов и родителей.
Информационная зона для педагогов и родителей Она расположена на стендах
«Советы логопеда»: в коридоре, в групповых приемных обновляется регулярно. В
48

логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и
коррекции речи детей.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются зеркало, над зеркалом
имеется лампа искусственного освещения и рабочий стол, за которым проходит
индивидуальная коррекционная работа.
Зона подгрупповых занятий оборудована магнитной доской, столом и стульями.
Информационная зона для педагогов и родителей расположена на стендах «Советы
логопеда»: в коридоре, в групповых приемных.
Перечень

материально-технического,

программно-методического

обеспечения

коррекционно-развивающей работы, дидактических игр и пособий представлен в
Паспорте

логопедического

кабинета.

49

3.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы.
Логопедический

кабинет

оснащен

необходимым

оборудованием,

методическими материалами и средствами обучения.
Перечень оборудования логопедического кабинета.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Оборудование
Стол детский
Стол дидактический
Стул детский
Интерактивная песочница/стол
Халат
Зеркало настенное
Ноутбук
Магнитная доска
Шкафы (для дидактических. пособий, методических
материалов, игрушек, документации)
Зеркала индивидуальные
Жалюзи
Шкаф для одежды
Настенная полка
Таз с песком «Пустыня»

Количество
1
1
4
1
2
1
1
1
2
6
2
1
3
1

50

3.3. Методические материалы, средства обучения и воспитания.

1. Аганович З.Е Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Спб.
Детство-Пресс. 2001.
2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.
М. Сфера. 2008
3. Васильева С.В., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников.
М. Школьная пресса. 2001.
4. Гомзяк О.С. Говорим правильно. М. ГНОМиД. 2009.
5. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб. Питер. 1996.
6. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками
речи.М. Просвещение. 1985.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по
коррекции звукопроизношения. М. 1998.
8.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
вподготовительной группе для детей с ФФНР. М. 1998.

9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Спб. Литера. 2001.
10. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи. М.
Аквариум. 1996.
11. Савельева Е. 305 веселых загадок в стихах. Новосибирск. 2008.
12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М. Владос. 1994.
13. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников.
М. Гном-пресс. 1999.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.ВКорреционное обучение и воспитание
детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
15.Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с
нарушениями речи: Конспекты занятий. М. ТЦ «Сфера». 1999.
16. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по
развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей
дошкольного

возраста.

М.

Издательство

ГНОМ

и

Д.

старшего
2006.
51

17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
18. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении. М. ТЦ Сфера. 2003.
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации
для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. М. Школьная
Пресса. 2003.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с
нарушениями

речи.

М.

Просвещение.

2008.

52

Дидактические игры и пособия.

Звукопроизношение:
Веселая артикуляционная гимнастика.
Коноваленко В.В./Автоматизация сонорных Логопедическое лото учим звуки «ЛЛЬ», «З-ЗЬ- Ц», «Р-РЬ», «Ш, Щ, Ж, Ч», «Ш», «Ж».
Задания для автоматизации и дифференциации шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», и
звука
«Т».
Коноваленко В.В. Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж,Ч,Щ у детей. Альбом 2.
звуков Р, Рь у детей. Альбом 4.
/Коноваленко В.В./Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Альбом 3.
Коноваленко В.В./Автоматизация свистящих звуков у детей. Альбом 1.
Формирование фонематического слуха,
восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Грамота.
«Звуковой домик».
Фонетическое лото «Звонкий глухой».
«Логопедическое лото»
«Различаем парные твердые мягкие согласные». Фонематические и лексико - грам.
упражнения.
«Занимательная азбука». Упражнения с числовыми и буквенными таблицами.
Слоги с «Р». «Л», «Ц». Слоги с «Р», «Л», «Ц».
Слоги с «Г», «К», «Н». Слоги с «Д», «Т».
Слоги с «З», «С», «Щ».
Развивающая игра «Звонкий глухой».

53

Формирование
лексико - грамматического строя речи:
Предметные картинки по темам: «Овощи»,
«Фрукты», Одежда», «Обувь», «Мебель»,
«Электроприборы», «Посуда», «Домашние животные», «Животные холодных широт» их
детеныши», «Дикие животные», «Игрушки»,
«Насекомые», «Транспорт», «Профессии», «Времена года»; Грамматика в картинках
«Словообразование 3-7 лет».
Грамматика в картинках «Говори правильно 3-7 лет».
Говорящие слова «Забавы в картинках». Сюжетные картинки «Употребление
предлогов». Игры с парными картинками. Звуки «Ж, Ш, Ч, Щ». Лото «Цвет и форма».
Демонстр. картины «Наш детский сад». Разв. игра «Хорошо-плохо».
Дид. карт. «Я познаю мир. Мой дом, моя семья». Разв. игра «Лото из букв, слов,
стихов, загадок».
«Азбука действий. Кто Что Делает?».
«Слоги с «Г», «К», «Н».
Развивающая игра «Глаголы в картинках».
Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей
5-7 лет.
Развивающая игра «Назови одним словом».
Развивающая игра «Логопедическое лото».
Развивающая игра «Говорящие слова».
Развивающая игра «Направо-налево».
Пальчиковый театр: «Лиса и заяц».

Связная речь:
Игра-лото «Из букв, слов, стихов, загадок».
«Подбери слова к рассказу».
Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию.
54

Рассказы по картинкам. «Распорядок дня». Рассказы по картинкам «Времена года».
Пальчиковый театр: «Лиса и заяц».
Развитие мелкой моторики:
Счетные палочки, прищепки, шнуровки, мозаики,
конструктор, массажные мячи, картинки для штриховки,
трафареты, карандаши, пальчиковый театр: «Лиса и заяц».
Формирование речевого дыхания:
Вертушки, облачко с солнышком, листочки,
цветочки, перышки, фонарик, дудочка, баскетбол.
Картотеки:
Предметные и сюжетные картинки для
автоматизации и дифференциации звуков разных групп.
Развитие речи старший дошкольный возраст, дидактические игры по развитию речи.
Пальчиковые игры.
Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации
звуков разных групп (свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных)

55

4. Дополнительный раздел Программы.
4.1 Используемые примерные программы.
Содержание

программы разработано с учетом коррекционно-развивающих

программ для детей, имеющих нарушения речевого развития:
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова «Коррекция нарушений речи»
Программы

дошкольных

компенсирующего

образовательных учреждений

вида

для

детей

с

нарушениями

речи.

–

М.:

«Просвещение» 2014г.:
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического
недоразвития у детей».

Авторы:

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина;

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей». Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3
Н.В.

Нищева

-

Санкт-Петербург

до 7 лет». Автор

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2015г.

56

4.2. Взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями

или

лицами,их заменяющими).
Работа учителя-логопеда на логопункте встраивается в образовательный процесс,
а не идет с ним параллельно. Поэтому важно убедить родителей,

детей,

посещающих логопедический пункт, в необходимости регулярно (ежедневного)
закрепления достигнутых умений и навыков для повышения эффективности и
качества результата логопедической работы.
Тщательно продумывая аспекты взаимодействия с родителями воспитанников,
учителю-логопеду важно сформулировать для себя цель и задачи.
Цель - вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через
использование

активных

форм

взаимодействия

с

ними

для

повышения

эффективности в коррекционной работе.
Задачи:
1. Выявить

степень готовности семьи к активному взаимодействию

сучителем-логопедом в процессе устранения речевых нарушений.
2. Определить запросы родителей по проблеме речевого развития детей.
3.Формировать стремление родителей к саморазвитию и
самореализацииполученных знаний и умений.
4. Пропагандировать логопедические занятия среди родителей.
5. Расширять формы работы с родителями для обучения и доступным
имметодам и приемам коррекции речи.

57

Формы работы с родителями.
Формы
Виды
Индивидуальная Первичная
беседа

Коллективная

Цели
Довести до сведения каждого родителя
результаты обследования ребенка.
Заручится поддержкой семьи для
последующего взаимодействия в
вопросах речевого развития ребенка.

Работа в течение Совместное обсуждение хода и
результатов коррекционной работы,
года
анализ причин незначительного
продвижения (если есть) в развитии
различных сторон речевой
деятельности и совместная
выработка рекомендаций по
преодолению
негативных тенденций в развитии речи
ребенка.
Закрепление тех знаний, умений и
Домашняя
навыков, которые были приобретены
тетрадь
ребенком на подгрупповых и
индивидуальных занятиях.
Групповые
Сообщить об особенностях развития
воспитанников с различными речевыми
собрания
нарушениями и возможной
педагогической запущенности при
неверном воспитании и обучении.
Родительский
стенд «Советы
логопеда»
Организация
речевых
праздников,
открытых
занятий, мастерклассов,
семинаровпрактикумов.

Дать практические рекомендации по
вопросам развития речи воспитанников
дошкольного возраста.
Родители имеют возможность увидеть
результаты работы с ребенком.
Обучение родителей логопедическим
играм, приемам закрепления речевых
навыков.

58

Интерактивная
(сайт ДОУ)

Анкетирование

Заполнение анкет и анамнеза.
Выявление представлений родителей
по какому-либо вопросу, помогает
выявить индивидуальные особенности
и возможности развития ребенка.

В течение года

Просветительская работа, практические
рекомендации по вопросам воспитания
в семье ребенка с нарушениями речи.

59

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».