Доступная среда

Организация  инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования.

В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно -образовательный процесс.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

                    Восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

      Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения. Хочу такой сайт

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

 Нормативная правовая база:

ФЗ от 24.12.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"

ФЗ от 01.12.2014 № 419 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"


Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

          В  МБДОУ "Детский сад № 31" функционирует 6 возрастных групп: 100 воспитанников. Дети с ивалидностью и ОВЗ отсутствуют.

  В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную зоны.

       При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты нашего детского сада руководствуются следующими принципами: информативность, вариативность, полифункциональность,  трансформируемость,  интегративность.

       В ДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.

   В ДОУ, грамотно организованная развивающая предметно-­пространственная  среда для соответствующего возраста детей, которая меняется в соответствии с сезоном и темой познавательной деятельности. Большое место отводится и для свободной самостоятельной художественной деятельности, в ДОУ имеются крупные постройки-модули, раскладные домики,  различные пособия для развития фантазии, творчества и движений.

   В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства: центр воды и песка; творческий центр, научный центр для опытно-экспериментальной деятельности; центр литературы; центр двигательной активности и др.

      Созданная развивающая предметно-пространственная  среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться здоровой, творчески способной личностью.

      Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем.

       Для развития оптимальной двигательной активности детей музыкально/физкультурный зал оснащен спортивным и музыкальным оборудованием.

   Дети поступают в ДОУ по заключению ТПМПК.  На заседании психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ на ребенка-инвалида утверждается «Индивидуальный образовательный маршрут». Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом,  учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми - инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает:  занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре,  в которой находится ребенок-инвалид. Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование ребенка-инвалида с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ППК и  отображаются в отчетах педагогов.


 




Паспорт доступности МБДОУ № 31 для инвалидов.pdf (скачать) (посмотреть)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о ППК в МБДОУ № 31.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».