Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»
ПРИНЯТО:
Советом педагогов № 2
Протокол № 2
от ___ ____ 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ № 31
________ Ю.Б. Емельянова
Приказ от ___ ____ 2023 г. № ___
ПОЛОЖЕНИЕ
О планировании образовательного процесса с воспитанниками в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 31»
2023 г.
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о планировании образовательного процесса в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
31» (далее – Положение) разработано соответствии с Законом Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования далее - ФГОС
ДО утверждѐнным приказом Министерства образования и науки России от 17.10 2013г.
№ 115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (в ред. приказов Минпросвещения России от 21 января 2019 г
№ 31, от 8 ноября 2022 г. № 955), Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 г № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования", Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи», ООП –
ОП ДО МБДОУ 31.
1.2. Данное Положение устанавливает требования к видам, форме и содержанию
планов воспитательно-образовательного процесса педагогических работников в МБДОУ
№ 31 по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 31
(далее ООП – ОП ДО).
1.3. Планы воспитательно-образовательной работы специалистов и педагогов по
работе с детьми в группах раннего и дошкольного возраста являются обязательными
документами, разрабатываются и реализуются педагогами самостоятельно с учетом
требований данного Положения.
1.4. Срок действия настоящего Положения неограничен. Положение вступает в силу с
момента его подписания и действует до принятия нового.
2. Цели и задачи планирования.
2.1. Цель:
Обеспечение выполнения ООП – ОП ДО МБДОУ № 31 всеми возрастными группами с
учетом интересов и потребностей воспитанников для достижения положительных
результатов в образовательном процессе.
2.2. Задачи:
- обеспечить единый подход к планированию образовательного процесса в МБДОУ № 31;
-способствовать регулярной и систематической организации
воспитательнообразовательной работы с воспитанниками;
- учитывать индивидуальные особенности воспитанников по результатам педагогического
наблюдения;
- осуществлять взаимодействие между специалистами и педагогами раннего и
дошкольного возраста;
- создавать условия в РППС и образовательном пространстве в соответствии с
запланированной деятельностью по теме работы с детьми.
3. Принципы планирования.
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- принцип гибкого планирования;
- принцип полноты и достаточности;
- принцип научной обоснованности и практической применяемости;
- принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
-принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы,
развития детей;
- принцип комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного
процесса;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип участия детей: учета интересов детей, востребованности детских инициатив и
их активного участия в планировании образовательной деятельности;
- принцип вовлечения родителей в планирование образовательной деятельности в группе.
4. Виды планирования.
4.1. Планирование воспитательно-образовательного процесса по реализации ООП –
ОП ДО МБДОУ 31 включает в себя следующие виды планов:
4.1.1. Для педагогов групп раннего и дошкольного возраста:
-комплексно-тематическое планирование;
-перспективное планирование.
4.1.2. Для специалистов:
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре:
- календарный план;
- перспективный план.
5. Требования к планированию образовательной деятельности
педагогами групп раннего и дошкольного возраста.
5.1.При планировании воспитательно-образовательной работы с воспитанниками
детского сада необходимо учитывать:
- уровень развития ребенка;
- группу здоровья детей (индивидуальный подход к детям со второй и третьей группы
здоровья);
- интересы и склонности.
5.2. Планы составляются совместно двумя сменными педагогами каждой возрастной
группы. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации с учетом
инициатив детей и взрослых.
5.3. При планировании работы учитываются следующие моменты:
- тема выбирается совместно с детьми;
- все формы организации образовательной работы соответствуют выбранной теме;
- родители знакомятся и подключаются к совместной детско-взрослой деятельности через
разные формы взаимодействия;
- каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник,
спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
5.4.Комплексно-тематическое планирование должно включать три этапа:
1 этап - план-модель трех (пяти) вопросов. Форма плана представлена в Приложение №1,
Приложение №1/а
2 этап- план-паутинка: центры активной деятельности детей. Форма плана представлена в
Приложение № 2;
3 этап - календарный план педагога. Форма плана представлена в Приложение № 3;
5.5. Перспективное планирование педагогов групп дошкольного возраста включает:
-годовое планирование. Форма плана представлена в Приложение № 4;
- план работы с родителями на год. Форма плана представлена в Приложение № 5.
5.6. Содержание этапов комплексно-тематического планирования включает:
5.6.1.План-модель трѐх вопросов (ранний возраст):
- наименование образовательной темы;
- предварительные знания детей по теме («Что мы знаем»);
- круг интересов детей («Что хотим узнать»);
- инициативы детей по содержанию образовательной деятельности («Как мы это будем
делать»);
План-модель пяти вопросов (дошкольный возраст):
- наименование образовательной темы;
- предварительные потребности знаний детей по теме, замысел, цель и мотив («Что хочу
знать?»)
- предмет преобразования, материал («Из чего хочу?»);
- средство преобразования, предмет («С помощью чего?»);
- система поступков, необходимых для преобразования («Как буду делать?»);
- результат, формулировка самооценки полученного продукта («Что получилось?»,
«Удовлетворѐн ли я результатом?»).
5.6.2. План-паутинка:
- распределение инициатив детей по центрам детских интересов с описанием видов
деятельности;
5.6.3. Календарный план включает в себя:
- образовательные задачи, решаемые в ходе реализации темы.
Образовательные задачи охватывают все образовательные области: познавательное
развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие;
- формы, методы и приемы работы с детьми по реализации образовательных задач;
- перечень оборудования и изменения в РППС группы (выставки, наполнение игровых
уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.);
- вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития
детей в рамках тематической недели;
- все виды деятельности, включая образовательную деятельность на прогулке и занятиях у
специалистов дошкольного учреждения.
5.7.При планировании реализации образовательной темы педагогами необходимо
учитывать:
- учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей;
- вариативность методов и форм обучения с преобладанием интерактивных;
- рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном
соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей;
- обучение в малых группах (центрах активности);
- положительная мотивация к познавательной деятельности;
- партнерское взаимодействие педагога с детьми и т.д.
5.8.Выбор содержания образовательной деятельности определяется:
- на основе педагогического наблюдения за воспитанниками своей группы;
- целевыми ориентирами;
- темами годового планирования;
- включением различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов,
потребностей самих воспитанников;
- организацией индивидуальных и коллективных видов деятельности;
-реализацией права выбора воспитанниками содержания, средств, форм самовыражения,
партнеров по деятельности.
5.9.Календарный план педагогов предусматривает планирование всех видов
деятельности детей и соответствующих форм их организации. Форма его является гибкой,
свободной по структуре, что обеспечивает отражение инициатив детей и взрослых.
5.10. При планировании работы в Плане-паутинке учитываются цветовые обозначения:
- зелѐный цвет - предложения детей;
- синий цвет - предложения педагогов;
- красный цвет - предложения специалистов;
- черный цвет - предложения родителей.
5.11. Сроки написания планов:
- план-модель трех (пяти) вопросов – 1-2 дня;
- план-паутинка – в течение реализации темы;
- календарный план – в течение реализации темы;
- годовое планирование – сентябрь;
- плана работы с родителями – сентябрь.
6. Требования к планированию образовательной деятельности специалистами.
6.1. Планирование работы по музыкальному воспитанию разрабатывается
музыкальным руководителем на каждую возрастную группу общеразвивающей
направленности в соответствии с ООП – ОП ДО.
6.2. Перспективный план по музыкальному воспитанию разрабатывается на каждую
возрастную группу общеразвивающей направленности. Форма перспективного плана
представлена в Приложении № 6.
6.2.1. Перспективный план включает в себя:
- виды музыкальной деятельности (слушание, пение, работа над развитием чувства ритма)
- задачи реализации содержания образовательной деятельности в соответствии с
возрастом воспитанников;
- музыкальный репертуар;
- музыкальную среду развития (на занятиях, в группе, в семье);
- пальчиковые игры.
6.3 Календарный план музыкального руководителя разрабатывается с учетом темы
недели или проекта, выбранной совместно с детьми и воспитателем группы.
6.3.1. Календарный план включает:
- дату (месяц);
- возрастную группу;
- виды музыкальной деятельности (восприятие музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, музыкальная игра, игра на детских музыкальных
инструментах);
- образовательные задачи;
- репертуар;
- мотивацию;
- методические приемы;
- индивидуальную работу;
- литература, методические пособия.
Форма календарного плана представлена в Приложении № 7.
6.4. Сроки написания календарного плана гибкие, так как зависят от времени
реализации темы на группах.
6.5. Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана
определяется:
- перспективным планом по музыкальному воспитанию;
- темой недели в каждой возрастной группе;
- темами годового планирования.
6.6.Планирование работы по физическому воспитанию разрабатывается инструктором
по физической культуре на каждую возрастную группу общеразвивающей
направленности в соответствии с ОП ДО.
6.6.1. Перспективный план разрабатывается на календарный год на каждую
возрастную группу.
6.6.2. Перспективный план включает в себя:
- цели и задачи реализации содержания образовательной деятельности в соответствии с
возрастом воспитанников;
- все виды физического воспитания.
Форма перспективного плана представлена в Приложение № 8;
6.7. Календарный план инструктора по физической культуре разрабатывается на
каждую возрастную группу общеразвивающей направленности с учетом темы недели или
проекта по согласованию с воспитателями групп.
6.7.1. Календарный план включает:
- дату
- тему недели
- мотивацию
- все части занятия (вводную часть занятия, общеразвивающие упражнения (ОРУ),
основные виды движений (ОВД), заключительная часть)
- коммуникативные игры
- индивидуальную работу
-итоговое мероприятие по теме недели.
Форма календарного плана представлена в Приложение № 9;
6.7.2. Сроки написания календарных планов гибкие и учитывают сроки реализации
темы или проекта на группе.
6.8. Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана
определяется:
- перспективным планом по физическому развитию
- темой недели в каждой возрастной группе
- темами годового планирования.
6.9. Календарные планы разрабатывается ежемесячно на каждую возрастную группу в
соответствии с годовым планом работы, с учетом результатов диагностического
обследования детей, запросов педагогов и родителей воспитанников.
6.9.1. В планах фиксируются сведения о посещаемости детей на занятиях с целью
осуществления контроля и организации индивидуальной работы с воспитанниками.
7. Организация работы по планированию образовательной
деятельности
7.1.Планирование осуществляется как проекция образовательной темы, выбранной с
детьми на Детском совете, на разные виды детской активности («проживание» ее
ребенком в игре, рисовании, конструировании и т.д.) и возможность их выбора самим
ребенком. Важной составляющей планирования является организация развивающей
предметно-пространственной среды, которая осуществляется в зависимости от
образовательных задач и с учетом потребностей детей.
7.2.Весь образовательный процесс строится на основе баланса специально
организованной образовательной, свободной самостоятельной деятельности детей и
совместной деятельности взрослого с детьми. Образовательная деятельность реализуется
в течение дня в центрах детских интересов малыми группами, индивидуальными
занятиями с педагогом и в самостоятельной деятельности детей.
7.3.Планы, составляемые совместно с детьми, специалистами и родителями являются
открытыми в течение реализации темы, в них могут вноситься дополнения, изменения.
8.Открытость планирования для родителей
8.1.Родители воспитанников имеют право вносить свои предложения и выдвигать
инициативы непосредственно в планы.
8.2.В приемной на специальном стенде размещаются для ознакомления и инициатив
родителей план-модель трех (пяти) вопросов, план-паутинка: центры детских интересов.
9.Отчетность и контроль
9.1. Данное Положение является обязательным для выполнения всеми
педагогическими работниками Учреждения.
9.2. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как
неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих
обязанностей, и несут ответственность в порядке и в случаях, которые установлены
Федеральными законами.
9.3.Все виды планов хранятся в группе в течение пяти лет (учитывается списочный
состав группы).
9.4.Контроль за планированием осуществляется старшим воспитателем:
- 1 раз в месяц у педагогов раннего и дошкольного возраста;
- 1 раз в квартал у специалистов.
Приложение 5
Форма перспективного плана взаимодействия с родителями
на ____________________ учебный год
(____________________ ) группа
Месяц
Совместные мероприятия
Стендовые консультации
Советы специалистов
Индивидуальные
консультации
Приложение 6
Форма перспективного плана по музыкальному воспитанию дошкольников
Виды музыкальной деятельности детей:
- слушание (восприятие музыки);
- пение (исполнительство);
- работа над развитием чувства ритма (музицирование);
- выразительные движения.
Месяц
Задачи
Репертуар
На занятиях
В группе
Музыкальная среда развития
На прогулке
В семье
Раздел «Пальчиковая гимнастика»
Месяц
Текст игры
Движения
Приложение 7
Форма календарного плана по музыкальному воспитанию
ГРУППА: _____________
МЕСЯЦ: ______________
Виды
музыкальной
деятельности
Восприятие
музыкальных
произведений
Пение
Музыкальноритмические
движения
Музыкальная
игра, хоровод
Игра на детских
музыкальных
инструментах
Образовательные
задачи
Репертуар
Тема недели:
Мотивация
Методические
приѐмы
Индивидуальная
работа
Литература,
методические
пособия
Приложение 8
Форма перспективного плана по физическому воспитанию дошкольников
Группа
Месяц
Тема недели
Задачи
Построение и перестроение
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Работа с
педагогами
Работа с
родителями
ОРУ
1 занятие ОВД
2 занятие ОВД
Подвижные игры
ОВД на улице
Приложение 9
Форма календарного плана по физическому развитию
ГРУППА
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мотивация
Вводная часть ОРУ
(построение,
перестроение,
виды ходьбы,
бега,
коорекционные
упражнения,
прыжки)
ОВД
Подвижные
игры
Коммуникативные Заключительная Индивидуигры
часть (игры
альная
малой
работа
подвижности,
релакс,
дыхательная
гимнастика,
массажи,
самомассаж
Заключительное
мероприятие
по теме
Что мы знаем?
Форма плана-модели трѐх вопросов
Что мы хотим узнать?
Как мы это будем делать?
Что хочу знать?
Из чего хочу?
Форма плана-модели пяти вопросов
С помощью чего?
Как буду делать?
Что получилось?
Формы плана-паутинки (ранний возраст)
Центр сенсорики и экспериментирования
Центр творчества
Центр конструирования
Социум (гость группы, прогулка)
Тема проекта
Центр развития речи
Центр игры, музыки и театра
Двигательная активность
Форма плана-паутинки (старший возраст)
Центр математики
Центр развития речи
Центр творчества
Центр науки и
экспериментирования
Центр конструирования
Социум (гость группы, прогулка)
Тема проекта
Центр игры
Центр двигательной активности
(физкультурный зал)
Центр музыки и театра
(музыкальный зал)
Центр юного финансиста
Форма плана-паутинки (средний дошкольный возраст)
Центр математики
Центр развития речи
Центр творчества
Центр науки и
экспериментирования
Центр конструирования
Социум (гость группы, прогулка)
Тема проекта
Центр игры
Центр двигательной активности
(физкультурный зал)
Центр музыки и театра
(музыкальный зал)
Литературный центр
Форма календарного плана образовательной деятельности в возрастной группе от __________лет «___________________________»
Тема недели «__________________________»
Дата: _________________
Образовательные области
Познавательное развитие
Образовательные задачи
1.
2.
3.
Речевое развитие
1.
2.
3.
Социально-коммуникативное
развитие
1.
2.
3.
Художественно-эстетическое
развитие
1.
2.
3.
Физическое развитие
1.
2.
3.
Деятельность детей в центрах детских интересов
Дни недели
Деятельность детей в центрах
детских интересов
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Итоговое мероприятие (событие):
Индивидуальная
работа
Образовательный ресурс
РППС
Семья
Сетевое
окружение
Форма перспективного плана по физическому воспитанию дошкольников
Группа
Месяц
Тема недели
Задачи
Построение и перестроение
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Работа с
педагогами
Работа с
родителями
ОРУ
1 занятие ОВД
2 занятие ОВД
Подвижные игры
ОВД на улице
Форма календарного плана по физическому развитию
ГРУППА
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мотивация
Вводная часть ОРУ
(построение,
перестроение,
виды ходьбы,
бега,
коорекционные
упражнения,
прыжки)
ОВД
Подвижные
игры
Коммуникативные Заключительная Индивидуигры
часть (игры
альная
малой
работа
подвижности,
релакс,
дыхательная
гимнастика,
массажи,
самомассаж
Заключительное
мероприятие
по теме
Форма перспективного плана по музыкальному воспитанию дошкольников
Виды музыкальной деятельности детей:
- слушание (восприятие музыки);
- пение (исполнительство);
- работа над развитием чувства ритма (музицирование);
- выразительные движения.
Месяц
Задачи
Репертуар
Музыкальная среда развития
На занятиях
В группе
На прогулке
Месяц
Раздел «Пальчиковая гимнастика»
Текст игры
В семье
Движения
Форма календарного плана по музыкальному воспитанию
ГРУППА: _____________
МЕСЯЦ: ______________
Тема недели:
Виды
Образовательные
музыкальной
задачи
деятельности
Восприятие
музыкальных
произведений
Пение
Музыкальноритмические
движения
Музыкальная
игра, хоровод
Игра на детских
музыкальных
инструментах
Репертуар
Мотивация
Методические
приѐмы
Индивидуальная
работа
Литература,
методические
пособия